Местная православная религиозная организация
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Местная православная религиозная организация
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:

Основные принципы православного семейного воспитания и их реализация в современных условиях

Воспитание представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вопросы православного семейного воспитания нашли свое отражение в трудах Филарета Московского, Иоанна Златоуста, Аввы Дорофея, Феофана Затворника, О.К. Труниной, Н.В. Маслова.

Православное воспитание состоит из двух неразрывно связанных между собой частей: собственно из воспитания и обучения наукам. Об этом свидетельствует святитель Филарет Московский: «Истина есть жизненная пища духа человеческого».

Православное воспитание направлено на восстановление истинной природы человека и его всестороннее развитие. Наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса в православном воспитании Т.М. Гончарова называет принципами воспитания. Основой принципов православного семейного воспитания Н.В. Маслов называет, прежде всего, научение детей вере, потом другим наукам.

Принципами православного воспитания являются:
1) соответствие воспитания уровню умственного и нравственного развития детей;
2) доступность воспитания для всякого ума;
3) высокие истины воспитания должны соответствовать пониманию детей;
4) отсутствие односторонности, разнообразие изложения;
5) удовлетворение познавательных потребностей детей;
6) соответствие детских занятий обстоятельствам места и времени.

Н.В. Масловым отмечено, что главный принцип воспитания сформулирован в Библии, в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». (Быт. 18, 18–19). В соответствии с этим принципом святитель Московский Филарет учит родителей давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Результаты этого оказывают самое положительное влияние. Семьи, воспитывающие детей в соответствии с Библейскими канонами, получают возможность увидеть свое потомство многочисленным, уважаемым и благополучным. Согласно Святителю Филарету, несоблюдение этого подобно «построению благовидного здания без прочного основания» .

Главный принцип воспитания в православной семье Н.В. Маслов выражает так: «Старайся образовать воспитанника так, чтобы он любил Бога всем сердцем, а ближних, как самого себя».

Следующим принципом воспитания является искоренение нравственных недостатков и воспитание добродетели в детях, что можно сравнить с искоренением зла в детях. Святые отцы рекомендуют родителям быть внимательными к словам и поступкам детей, не пропуская даже малейших дурных проявлений. «Зло есть в самой душе ребенка, заключено в самой природе ее и, следовательно, непременно обнаруживается во вне, в словах и его поведении. Зерно эгоизма, погребенное на дне детской души, весьма скоро даст о себе знать, пуская многочисленные ростки самых разнообразных дурных расположений и влечений, начиная областью чувственной, и постепенно переходя в область духовную, где тоже начало проявляется уже в своем чистом виде, без всякой чувственной оболочки. Что же остается делать родителям? Как бороться с этим неизбежным злом?»

Поэтому следующим принципом православного семейного воспитания
родителями является искоренение возникающих у детей страстей. С взрослением детей растут и страсти греховные. Чтобы ребенок не поддался пагубному воздействию страстей, необходимо использовать наказания и учение Господне. Наказания и учение Господне отсекают страсти подобно тому, как садовник срубает сучки на дереве.

Многие страсти возможно искоренить только наказаниями — порицанием,
обличением, пристыжением, вразумлением, укоризной и т. п. Однако важно, чтобы искорененные страсти сменились добрыми поступками. Поэтому необходимо насаждать все доброе, учить детей добронравному поведению, благоговению перед Богом и молитве, послушанию, благодарности, к справедливости, терпению и другим добрым расположениям.

Следующим важным принципом воспитания в православной семье является недопустимость отчуждения родителей от детей. По словам святителя Феофана Затворника, «Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, что дивного, что они отчуждаются от вас? … Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление». Поэтому необходимо, чтобы родители не только любили своих детей, но и вникали в жизнь детей (их интересы, дружеские связи, проблемы). Это способствует поддержанию добрых отношений в семье.

Еще одним принципом воспитания в православной семье является молитва. Просить Бога о помощи детям необходимо, поскольку без помощи Божией добрых результатов воспитания не будет, как не будет успеха в любом важном деле.

Обучение детей просить прощения («быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости») также является принципом воспитания в православной семье. Это позволяет выровнять разность характеров, особенностей воспитания, что приобретает большое значение в условиях общежития. Важно научить ребенка просить прощения искренне, как можно с более раннего возраста, чтобы ребенок с детства получил опыт самоосуждения и искреннего раскаяния в совершенном проступке или недобром слове. Обретение такого опыта делает человека послушным заповедям, освобождает от зла, способствует приобретению добродетели, в первую очередь, добродетели смирения. Именно добродетель смирения, по мнению Аввы Дорофея, «покрывает душу и от всякой страсти, и от всякого искушения». Сердечно сказанное «прости» способствует разрыву связи со злом (злобный дух вражий не способен просить прощения).

Умение просить прощения способствует восстановлению семейного мира и нравственному совершенствованию (освобождению от зла, сопротивлению своим дурным наклонностям, воспитанию смирения, исполнению заповедей, приобретению добродетели).

Важным принципом воспитания в православной семье является соблюдение последовательности и разумности в своих требованиях. Родитель должен понимать, что ребенок – еще не взрослый, поэтому нельзя требовать от него невозможного.

Принципом воспитания в православной семье является также оказание помощи своему ребенку в овладении знаниями и конкретными навыками и умениями; готовность отвечать на его вопросы.

В своих работах, посвященных исследованиям ценностей в современной
православной семье, О.К. Трунина обращает внимание на два основных принципа православного воспитания — любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия обеспечивает устойчивость ценностных отношений. Православные традиции семейного воспитания не вступают в противоречие ни со светскими представлениями о семейных ценностях, ни гражданской этике, ни
семейным нормам, заложенным в Конституции России.

Гончарова Т.М. отмечает, что в современных условиях реализация принципов православного семейного воспитания связана с использованием традиционных и поиском новых форм взаимодействия семьи и образовательных учреждений и общественных институтов.
И раньше, и сейчас православное воспитание должно быть направлено на воспитание страха Божия, поддержание у детей живой веры в Бога, постоянной заботы о том, чтобы не оскорбить его грехами.

Реализации православного воспитания в семье способствует соблюдение православных традиций (чтение детских книг с духовным содержанием, особенно, детской Библии, правильное соблюдение православных праздников не только с внешними, но и «внутренними» атрибутами, паломнический туризм).

Таким образом, основой принципов православного семейного воспитания является научение детей вере. Основными принципами православного семейного воспитания являются следующие: давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим, воспитание любви к Богу, искоренение нравственных недостатков и воспитание добродетели в детях, искоренение возникающих у детей страстей, недопустимость отчуждения родителей от детей, молитва Богу о помощи детям, обучение детей просить прощения, соблюдение последовательности и разумности в своих требованиях, оказание помощи своему ребенку в овладении знаниями и конкретными навыками и умениями; готовность отвечать на его вопросы. В современных условиях реализация принципов православного семейного воспитания включает чтение детских книг с духовным содержанием, особенно, детской Библии, правильное соблюдение православных праздников, паломнический туризм, воспитание страха Божия, поддержание у детей живой веры в Бога, постоянной заботы о том, чтобы не оскорбить его грехами.

Тамара Ивановна Липич
профессор, доктор философских наук
заведующая кафедрой философии и теологии
ИОНиМК НИУ «БелГУ»,
сестры милосердия, доброволец сестричества
Татьяна Семеновна Петрова
Кира Ивановна Мигулина
Анастасия Валерьевна Маслакова
магистранты НИУ «БелГУ»
(Россия, г. Белгород)

Статья из сборника научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры:
«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ»
г. Белгород, 15 мая 2020 г.

📸На фото: международный день защиты детей. Подопечные сестричества. Белгородский зоопарк. Июнь 2018 г.