Местная православная религиозная организация
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Местная православная религиозная организация
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:

Проповедь за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца 19 декабря 2018 г.

Особый день для нашего храма и для всего христианского мира, не только православного, но и католического. Потому что, cвятых много, а великих cвятых, особых, их можно пересчитать, которые снискали всенародную любовь, всехристианскую любовь.

Что в человеке всегда привлекает? Доброта, мягкость, желание всегда прийти на помощь, услужливость, мужество, милосердие, рассудительность. А если человек еще и высокодуховный, тот это человек привлекается чудесами. Николай Угодник обладал и человеческими качествами. Потому что, прежде, нежели великие подвижники становились отшельниками или святителями, они были обыкновенными людьми. Они отличались от остальных одной простой вещью – они исполняли Заповеди Божии. Они старались приобретать добродетели.

Мы читаем заповеди – «Не убей, не укради» и так далее. Все читаем, все понимаем, но не исполняем. Они написаны не совсем для нас. Для каких-то особых людей, а для нас – постольку поскольку. Святые воспринимали это как личное указание Бога, личный приказ жить так, как Бог заповедовал. Поэтому, они еще в своей светской жизни сначала исполнили заповеди, они приобрели добродетели, а потом уже их Господь повел дальше. Начал им показывать какие-то вещи духовные, сверхъестественные.

Святитель Николай родился в городе Потары, в знатной семье. Дядя у него был епископом этого города. Дядя его учил духовности. Когда он возмужал, дядя сделал его своим помощником. Рукоположил его к дьякону, потом в священники.

Знаете, у Владыки всегда должно быть один-два хороших священника, на которых можно положиться. Потому что, Владыки уходят куда-то, им надо перемещаться периодически. Всегда есть такие батюшки, которые могут заменить на какое-то время епископа и проследить за порядком. У нас в Епархии есть такие священники в Преображенском соборе, и другие батюшки есть, которые имеют авторитет. В отсутствии Владыки справляются с обязанностями, которые должны нести.

То же самое было в Потарах. Настолько он был рассудителен, настолько он был ревностный в исполнении своих священнических обязанностей, что его дядя на него перекладывал многие труды, исповеди, беседы с людьми и дела милосердия. Но, его это все немножко угнетало. Поэтому, он делал такие попытки заняться подвижнической жизнью, уйти в пустыню.

У нас, наверное, некоторые мечтают иногда куда-нибудь спрятаться и сидеть, молиться. Воля Божия у каждого своя. Поэтому, Николаю Угоднику Господь определил стать епископом. Для того чтобы он был на виду, для того чтобы видя его добрые дела, люди прославляли Отца Небесного, Который на небесах.

Особо он отличался своим милосердием. Эти истории можно пересказывать бесконечно. Как он три узельца злата подкинул своим соседям, еще будучи священником. Можно сказать, спас от греховной жизни трех девиц. Многократно он помогал разным людям, когда уже стал епископом. Он спас от казни трех воевод. Во сне явился Константину Великому — еще троих спас. Он был такой человек, авторитетный и мужественный, ничего не боялся. Если он видел, что невинных людей должны убить, он подошел, меч выхватил, оттолкнул палача, и все. А правитель этого города вынужден был перед ним еще оправдываться, публично извиняться.

Кому он помогал? Он помогал, прежде всего, тем людям, которые достойны этого. Мы иногда думаем, что вокруг нас все должно крутиться. Но, ведь не все получают в жизни помощь от Бога. Получают люди, усердные в молитве и имеющие большую веру и доверие. Те, кто имел большое доверие к Николаю Угоднику, просто никаких сомнений не было, что это святой человек, и он может вынудить у Бога все. Они получали помощь.

А у нас люди бегают по разным храмам, там свечку поставили, там помолились. Может, тут поможет, может, там поможет. А может съездить в Киево-Печерскую лавру? Может, где-нибудь мне и поможет? И не знают, куда ехать.

Не в месте же дело! Дело не в том, в какой монастырь ты поедешь. Дело в том, что, есть ли у тебя вера, полное абсолютное доверие тем святым, к которым ты обращаешься, к тем подвижникам, к которым ты ездишь помолиться на их могилках. Есть ли доверие? Если есть, то они помогут. А если с сомнением, с колебанием, маловерием, то многие ничего не получают. Молятся, молятся, чуть-чуть что-то «капнуло» немножко на счет духовный. Это никак их жизнь кардинально не изменит. Чтобы изменилась, надо над собой делать усилия.

Многие, которые стали великими, они начинали с малого. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10) — это закон. С малого надо начинать – читать утреннюю и вечернюю молитвы, Евангелие, Псалтырь, ходить по воскресеньям в храм. По возможности, большие праздники посещать, добрые дела делать, что-то от себя «отстегивать» на какие-то добрые дела, людям помогать. Самые простые дела, которые не требуют каких-то сверхъестественных сил. Самые обыкновенные.

Когда мы это выполним, тогда уже Господь начинает нам давать больше. А то, еще фундамент не заложили, а уже давай пятиэтажный дом строить. У тебя же еще нет фундамента нормального. Нет ни смирения, ни добрых дел. На каком фундаменте ты хочешь построить духовную жизнь? Сразу тебе чудеса показывать? Исцеление, чтобы сны тебе особые снились, чтобы во сне все уже было показано, что меня ожидает. Нет, сначала начни! До этого надо пройти обыкновенную духовную жизнь. С этого надо и начинать.

Николай Угодник прожил достаточно долгую жизнь. Сейчас это территория Турции. К сожалению, турки в свое время, все уничтожили. Вообще, великая область была Византия, в которой очень много было великолепных храмов, святынь, святых мощей. Это место, где жила Божия Матерь и апостол евангелист Иоанн Богослов, и многие святые. Сейчас ничего нет.

Мы иногда думаем: «Меня Бог не накажет». Господь Византию наказал за отступление, где места были великолепные, где были оазисы, духовные и не только, египетские пустыни. И что сейчас? Пустыни – и в прямом и в переносном смысле. Скалы, песок и бездуховность. А мы думаем, что нас это минует. Не минует. Надо с этим смиряться. Слава Богу, воля Божия есть. А я хочу, чтобы воля Божия надо мной не совершилась. Когда человек сопротивляется, недоволен своей судьбой, он идет против воли Божией.

Николай Угодник полностью подчинил себя воле Божией, полностью. Это не значит, что человек должен быть бездейственным. Бог дает человеку трудности. Эти трудности, искушение, даются для того чтобы мы были более совершенными. Для того чтобы мы избежали каких-то бед, грехов. Поэтому, Бог дает человеку болезнь – это искушение. Если человек принимает все, что с ним происходит скорбное как волю Божию, значит, Господь ему потом дает облегчение, помощь, поставляет на ступеньку выше.

Бог не искушает человека только на грех. На грех искушает только сатана. Но, Бог может человеку подать какие-то грехи. Причина главная – наша гордыня, осуждение людей, тщеславие. За это Бог попускает больше всего. Потому что, иногда человеку много дано способностей. Но при этом, у человека незаметно возникает самомнение о том, что он какой-то особый, молитвенник особый, какой-то человек особый. Бог отступил от него, лукавый подошел. Господь говорит: «Понял, кто ты есть?» Человек говорит, что понял. «Помыли» человека, он вроде бы смирился.Теперь о н помнит свои прежние грехи, когда ему хочется осудить кого-то, обидеть кого-то.

Надо задуматься, что по возрасту физическому и духовному, мы уже должны быть как подвижники, старцами и старицами. Время-то идет. Дальше что? Дальше лучше не будет. Дальше будет еще меньше сил. С годами-то силы уменьшаются. Пока есть силы, пока есть еще желание, понимание, мы должны себя понуждать. Другого пути нет. Нужно все время себя подталкивать, понуждать на молитву, на чтение, на добрые дела. Не надо ждать, пока тебе захочется. Если обратился к тебе человек за помощью, помоги, если есть хоть какая-то мелкая возможность.

Я был летом в Белоруссии, в городе Слоним. Там епископ Гурий служит в Елисей-Ладышевском древнем монастыре. Очень интересно там. Насколько Гурию тяжело, столько у него болезней, но он принуждает себя, молится. Очень благочестивый. А я его помню по 80-м годам, когда я ездил в монастырь в Жировицу, он тогда был еще просто монахом. И мне как-то сказали: посмотрите на этого монаха, с него что-то будет. Гурий очень болезненный. И он специально, чтобы преодолеть свои немощи, никогда на службе не садится. По Уставу все ветхозаветные прочтения мы можем сидеть. Например, кафизма, сидальные молитвы на утренней. Все остальное мы должны стоять в храме. Он даже там, где можно присесть, никогда не садился. Понуждал себя понимая, что, если в молодости болезненный я буду давать себе послабление, то что будет дальше. Понуждал себя и сейчас служит, и он, действительно, прекрасный епископ и человек. Его все хвалят, как духовного человека.

Понуждать себя надо. Немножко потерпи, может быть, будет польза. Помоги нам Господи! Такие люди не становятся по своей воли. Конечно, там есть особый промысел Божий. Господь видит, что уже с детства такая решительность, такая любовь к Богу. Господь все время по пятам ходит и дает благодать. Конечно, мы не такие. Но, понуждать себя, подражать мы обязаны этим святым.

Если ты не можешь долго молиться, посещать все службы, посещай хотя бы какие-то основные службы. Если у тебя нет подвижнической жилки, если ты еще и ничего не читаешь, и добрые дела не делаешь, то, как ты спасешься? Мы-то призваны святыми быть, подвижниками быть. Но, если мы не делаем каких-то добрых дел, если мы элементарных молитв не читаем, на что нам тогда надеяться?

Мы же, когда придем в жизнь вечную на Суд, и перед нами будут стоять святые, они будут судить нас. Когда мы увидим Николая Угодника и других святых, людей праведных, мы не будем Богу говорить: «Господи, за что ты меня в ад посылаешь?» Наша совесть нам скажет: «Ты жил как зря». Наша совесть нас осудит, и мы, как сказано, будем безответные. Не потому что мы не захотим оправдаться, мы не сможем. Перед нашими глазами будут стоять сотни тысяч святых, таких же, как мы, с большими проблемами, чем у нас, которые достигли святости.

Неосужденная совесть – это свидетель прощения нашим грехов. Когда человека совесть внутри не мучает, не осуждает. Это один из признаков того, что тебе прощены твои грехи от Бога. Второй признак – это ненависть ко греху. Третий признак – желание жить доброй жизнью. Не повторять те же грехи.

Я ко греху как отношусь? Он мне нравится еще. Я понимаю – плохо, но мне нравится еще какое-то время. Значит, еще нет мне прощения в этом грехе, еще не очистился от этого греха.

Я хочу исправиться? Вроде бы хочу. Сильно хочу? Нет, не сильно. Я понимаю, что надо избавляться, но, чтобы подвязаться против греха, еще нет такого желания. Поэтому, совесть меня обличает. Она осуждает меня. Не надо, чтобы люди осуждали, у нас есть внутренний свидетель, который нам говорит, что ты не прав.

Протоиерей
СЕРГИЙ КЛЮЙКО,
духовник Марфо-Мариинского
сестричества милосердия
г. Белгород

#ммсм_духовниксестричества#Никольское#литургия#belmiloserdie


Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/lib/php/sessions) in Unknown on line 0