Местная православная религиозная организация
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Местная православная религиозная организация
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:

Радуйся, святителю Никодиме, земли Белгородския славо и украшение

По случаю 6-й годовщины обретения мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, чудотворца мы представляем вашему вниманию статью директора Белгородского областного госархива Субботина П.Ю., опубликованную в № 2 (28) 2014 «ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Личность священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгород-ского, для большинства из нас связана, в первую очередь, с его обширными научными трудами и трагической гибелью в январе 1919 года. Но для своих современников владыка Никодим был ещё и настоятелем белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря, ставшего для многих местом упокоения мощей свт. Иоасафа. Рост паломничества верующих к святыне заставил по-новому взглянуть на организацию монастырской жизни и деятельности обители. На этом поприще владыка Никодим проявил себя как деятельный организатор, фактически вдохнувший в древние стены новую жизнь.

Священномученик НИКОДИМ (Кононов), епископ Белгородский

Долгое время нам в деталях был знаком внешний облик монастыря, но его внутренняя, каждодневная жизнь оставалась неизвестной. Приоткрыть эту завесу недосказанности и призвана эта статья.

В начале ХХ века белгородский Свято -Троицкий мужской монастырь представлял собою целый комплекс зданий, куда входили Свято-Троицкий собор и Знаменская церковь, бывшее здание духовной консистории и архиерейский дом с домовым храмом свв. Антония и Феодосия Печерских, монастырское кладбище и колокольня, жилые корпуса, свечной завод и две иконных лавки. Все здания были обнесены массивной каменной стеной с угловыми башнями. Главными святынями обители были нетленные мощи свт. Иоасафа, связанные с ним предметы и документы, а также икона свт. Николая Ратного, список (копия) с Песчанской иконы Божией Матери и Владимирская икона Богородицы в пещерке святителя.

Для владыки Никодима белгородский Свято — Троицкий монастырь всегда был, прежде всего, местом пребывания свт. Иоасафа. Было очевидно, что расположенная в центре города обитель не может быть отстранена от его жителей, что главными делами для монашествующих должны стать забота о паломниках, о бедных, о всех тех, кто обращался к Богу и святыням. Встав осенью 1913 года во главе викариатства, поселившись в покоях белгородского святителя, епископ Никодим возглавил и монашескую общину, стал настоятелем монастыря. Теперь вся жизнь обители как в будни, так и в праздники, её известность у паломников страны зависели во многом от него.

Сын миссионера, всю жизнь отдавший изучению подвижничества и монашеских общин, годами проработавший с детьми и со студенчеством, на практике организовывавший проповедническое дело, епископ Никодим теперь мог приложить свой опыт к превращению Свято-
Троицкого монастыря в миссионерскую обитель. Каждый инок, отмечалось им, должен «помнить, что святитель Иоасаф незримо управляет обителью, хранит её и наказует нерадивых её насельников, что все иноки – его слуги, а все паломники, богатые и бедные, именитые и простецы, славные и убогие – его гости, которым каждый инок и должен по роду своего послушания служить терпеливо, кротко и усердно».

Ещё до назначения архиереем в Белгород еп. Никодимом была составлена «Инструкция монашествующей братии Свято-Троицкого белгородского первоклассного мужского монастыря», которая проводилась в жизнь с мая 1913 г. «При составлении её и проведении в
жизнь, – писал он, – мы имели основанием данные подвижнического опыта по отношению к паломникам вообще и особенно пример пре-
осв. Антония Воронежского. Святитель Анто-ний, теперь уже чтимый народом служением панихид – редкий пример участливого отношения к паломникам со стороны епископа — настоятеля посещаемого народом монастыря».

Свято-Троицкий Собор, Белгород, 1911 г.

Служение паломникам и жителям города стало главным содержанием практической жизни белгородского мужского монастыря. Таковым считалось благоговейное совершение богослужений, исповедь и проповедь, совершение на домах молебнов с образами Песчанской и Знаменской икон Божией Матери и иконы свт. Николая Ратного, раздача всем желающим листков о свт. Иоасафе и помощь бедным.
Богослужение совершалось по церковному уставу с добавлением к великим праздникам дня прославления свт. Иоасафа 4 сентября с обне-
сением мощей у стен монастыря и его братских корпусов, кончины святителя 10 декабря, вынос образа свт. Николая Ратного 5 мая в с. Устинку и праздника Песчанской иконы Божией Матери 9 июня. Перед этими иконами и у раки святителя еженедельно служились соборные акафисты, а в пещерке перед его келейной Владимирской иконой Божией Матери – панихиды и молебны. При большом стечении молящихся в хорошую погоду всенощные и молебны с акафистами устраивались на дворе монастыря под открытым небом.

Особое внимание было уделено церковной проповеди. Она говорилась ежедневно и для её произнесения отбирались самые способные монахи под руководством одного из городских священников. Каждый проповедник был обязан репетировать и повышать свой уровень через чтение журналов, книг, пособий, которые специально закупались монастырём – проповедническая библиотека насчитывала свыше семисот томов. В 1913-1916 гг. под руководством священника Смоленского собора г. Белгорода о. Иоанна Попова в деле проповеди из состава братии трудилось 16 человек, всего было сказано свыше двух с половиной тысяч поучений. В хорошую погоду проповедники направлялись проводить религиозно- нравственные чтения в садике монастыря.

Архиерейский Дом, Белгород.

При больших стечениях народа помощник епархиального миссионера о. Андрей Дятлов устраивал в обители особые беседы с пением на открытом воздухе. Каждый паломник при посещении монастыря получал в благословение изображение свт. Иоасафа с молитвой и листок религиозно- нравственного содержания в память о святителе. Учащиеся, посетившие обитель в составе экскурсий, получали дополнительно иконку святителя и его житие. Забота о ежедневном снабжении паломников такой литературой в зале свт. Иоасафа архиерейского дома лежала на владыке Никодиме. Вообще, можно отметить поразительную доступность владыки Никодима для множества самых разных людей, о чем свидетельствовали многочисленные его современники.

Главнейшей формой служения монастыря свт. Иоасафу считалась
«истовая исповедь богомольцев» – народная исповедь. Она осуществлялась в Знаменской монастырской церкви ежедневно днём. Владыка Никодим обратился в Глинскую пустынь с просьбой послать для её проведения самых опытных иноков. Там на совете старшей братии
были избраны и направлены на это послушание иеромонахи Савватий и Парфений с иеросхимонахом Никодимом. Никто другой из братии
без благословения на то владыки Никодима не мог брать на себя эту ответственность. Сами же народные духовники освобождались от про-
чих послушаний – их задача была полностью посвятить себя пастырской работе с богомольцами. При этом келейная и общая исповеди с общей разрешительной молитвой не допускались. Единственное исключение делалось больным, которым их недуг не позволял покинуть номера гостиниц.

Примечательно, какое внимание уделялось тактичному обращению с богомольцами. «Большинство паломников – люди с каким-либо глубоким горем, недугом душевным или больные, а потому весьма склонны к раздражительности, вспыльчивости, резкости на слова, кроме
того все они утомлены дорогою, – ко всем им нужно иметь снисходительность ради Христа Спасителя» – отмечалось в инструкции для братии. «К больным, увечным, беднякам, простому народу отношение братии должно быть заботливо предупредительным и ласковым… Каждый должен терпеливо выслушать, ответить кротко, ясно и толково, а если нужно, и довести туда, куда нужно просящему». Было строжайше запрещено брать с богомольцев деньги за богослужения (их можно было опускать в специальные кружки по усмотрению), а также приглашать на чаепитие знакомых и гостей в монашеские кельи. Те из монахов, кто был несдержан и позволял себе пренебрегать вниманием к паломникам, должны были оставить монастырь.

В 1914 г. при обители открылись бесплатная для паломников больница имени Андрея и Марии – родителей свт. Иоасафа – и благотворительный комитет для помощи беднякам. Недорогие лекарства бесплатно раздавались народу, больным богомольцам на дорогу выдавалось пособие, особо тяжелые отправлялись в городскую больницу. Беднякам-паломникам в летний период и горожанам в зимний по их просьбе монастырём выдавалось пособие до 3-х рублей (в крайних случаях до 5-ти), а в назначенное время производилась и копеечная раздача.

Таким образом, за короткое время епископ Никодим провёл реорганизацию Свято-Троицкого монастыря, превратив его в центр благотворительности и христианской проповеди, указав монастырю направления для деятельности и определив для монастырской братии поприще для служения людям. Очень скоро оказалось, что эта подготовка была проделана не зря – грянула Первая мировая война…

Павел СУББОТИН,
директор Белгородского
областного госархива

Статья была опубликована № 2 (28) 2014 «ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Все выпуски журнала на сайте: http://belmiloserdie.ru/zhurnal-dobrodetel/page/2/