Местная православная религиозная организация
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Местная православная религиозная организация
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:

Иоасафовские образовательные чтения

Сестры Марфо-Мариинского сестричества милосердия приняли участие в пленарном заседании XV Международных Иоасафовских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»

Иоасафовские чтения являются региональным этапом Международных Образовательных Рождественских чтений, которые проходят в Москве под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Участниками пленарного заседания стали более 300 человек: представители администрации и Областной Думы Белгородской области, администраций муниципальных районов и городских округов, руководители органов управления образованием, руководители органов культуры, молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения области, представители вузов, директора и управляющие общественных советов образовательных организаций, православные педагоги, врачи, священнослужители – благочинные, руководители епархиальных отделов, настоятели храмов, катехизаторы из благочиний и приходов, руководители духовно-просветительских центров, представители общественных организаций.

Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, открывая заседание обратился к участникам чтений.

Тема настоящих чтений очень актуальна: «Нравственные ценности и будущее человечества». Наша задача, как православных христиан, состоит в том, чтобы понять самим и объяснить тем, к кому обращено наше послание, о каких ценностях мы говорим. Эти ценности, прежде всего, даны нам Господом нашим Иисусом Христом в Заповедях и Нагорной проповеди.

После этой проповеди назвал Христос своих учеников «солью земли» (Мф. 5:13). Это высокое предназначение христиан в этом мире, обозначено той мерой ответственности, за которой стоят принципы отношений, с одной стороны положенные самим Господом, когда он говорит: «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» (Мк. 4:24); а с другой стороны – волей каждого из нас, когда мы проявляем желание исполнить заповеданное Господом, в современных исторических условиях.

Когда Господь обращается к нам как к «соли земли», то мы с вами должны понимать главные свойства соли: предохранять от порчи, тления и разложения, очищать от всего того внешнего воздействия, которое может уничтожить своим проникновением внутрь, и, наконец, соль придает всему вкус.

Святой Иоанн Златоуст говорит нам, что главное предназначение христиан сохранять людей в обновлении, данном Христом через Таинства и постоянном духовном бодрствовании. Мы понимаем, что нравственные ценности сохраняют человечество от распада, очищают от всего привнесенного дьяволом и, наконец, они дают нам возможность увидеть то, что истинно, и что ложно – рассмотреть путь, ведущий ко спасению.

Когда мы говорим о соли, которую Платон называл «боголюбивым веществом», то мы должны понять, что, придавая «вкус» всему, то есть давая христианское измерение всему происходящему, мы обозначаем путь, по которому должно идти человечество.

В этом смысле мне хотелось бы обратиться к знаменитой Нобелевской речи А.И.Соженицына, написанной в 1970 году: «…за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым, обнадежно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим к тому никакого иммунитета. Человечество стало единым, но не так, как прежде бывали устойчиво едиными община или даже нация: не через постепенный жизненный опыт, не через собственный глаз, добродушно названный кривым, даже не через родной понятный язык, а поверх всех барьеров, через международное радио и печать. В разных краях к событиям прикладывают собственную, выстраданную шкалу оценок и неуступчиво, самоуверенно судят только по своей шкале, а не по какой чужой.

Но кто же и как совместит эти шкалы? Кто создаст человечеству единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня?

При шести, четырех, даже при двух шкалах не может быть единого мира, единого человечества: нас разорвет эта разница ритма, разница колебаний. Мы не уживемся на одной Земле, как не жилец человек с двумя сердцами».

Без малого полвека назад были написаны эти слова, но для нас они сейчас очень важны. Посмотрите, как много сейчас говорят об объединении разных стран мира. Но в каждой стране существуют свои шкалы ценностей, которые не совпадает с ценностями других стран, что вызывает колоссальные противоречия, переходящие в противостояния.

Если вспомнить события столетней давности, произошедшие в 1917 году, то мы должны сказать, что у разных слоев населения были разные меры как нравственного поведения, так и разные шкалы, которая оценивали поступки людей. С одной стороны – крестьяне, люди, которые хотели общинной жизни; с другой — те, кто хотел ликвидировать черту оседлости и переселится в столицы. Но этого им не позволяли некоторые законодательные акты. С третьей стороны были люди, которые жаждали власти, а противостояли им те, кто хотел эту власть удержать. Эти совершенно разные шкалы никак не могли сойтись так, чтобы не потрясти основы российской государственности и державности. В результате этого произошли события, эхо которых мы до сих пор ощущаем.

Когда мы говорим о духовно–нравственных ценностях и будущем человечества, мы должны понимать влияние этих ценностей на нашу сегодняшнюю ситуацию.

Что происходит сегодня? В результате информационной революции мы все больше и больше живем проблемами разных стран, мы постоянно присутствуем в информационном пространстве, где так называемые «социальные дизайнеры» упаковывают нас в «социальные контейнеры». Это некие понятия, некие меры, некий ценностный ряд, навязанный нам, которым мы должны измерять происходящие события. Из-за этого в душе человека, в семье, обществе, народе происходит страшное потрясение, вызывающее постоянную тревогу. Это состояние тревоги вызвано протестом, который человек ощущает внутри из-за несходства навязываемых ему стандартов с тем, к чему он привык, что воспитано в нем. Здесь проявляется главная задача и Церкви и общества — помочь человеку разобраться в том разнообразии стандартов, которые пытаются ему дать как некую основу, мерило и инструмент, на которые он должен опираться в своем поведении в обществе.

Что же нам с вами предстоит сделать? Прежде всего — защитить сердце человеческое. Почему именно сердце? Господь говорит о том, что из сердца происходят помыслы, как добрые, так и злые. Именно в сердце рождается мысль, формируются идеи, руководящие нами. Защищая сердца, мы с вами должны помнить, что большинство эмоций рождаются с помощью речи: «от избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12:34). Большинство же наших чувств рождены через слышание. Именно поэтому учителя и воспитатели должны ответственно подходить к выбору слов, которыми они описывают понятия. Когда нам навязываются слова, смысл которых мы до конца не понимаем, то происходит страшное явление непонимания внутри целого народа, что порождает разную оценку происходящих событий.

Когда слышишь, что нарастают два полюса: с одной стороны — люди сверхбогатые, а с другой – люди, живущие за чертой бедности, то, прежде всего это идет от того, что сломлена система нравственных, духовных понятий и люди не понимают друг друга.

Иногда в здоровых диалогах выясняется, что они говорят на «разных языках». Высокие министры порой не знают, что у нас средний уровень зарплаты совершенно другой, нежели написано у них на бумаге, или же жизненный уровень, который считается по совершенно непонятным критериям и часто не совпадает с реальным. Это непонимание начинает возрастать и очень часто приводит к тому, что люди впадают в некую социальную апатию. Это опасно для России, ведь как правило из этих людей вырастает самое сильное протестное движение.

Но мы с вами должны помнить, что человеку необходимо помочь разобраться в этом многообразии различных подходов, которые ему предлагаются. Духовно-нравственные ценности как раз формируют у человека систему мировоззрения, которая способна быть устойчивой ко всем потрясениям, которая помогает не сбиться на путь насилия. Дьявол — враг рода человеческого, назван «отцом лжи» (ин. 8:44.) Ложь, которая часто прорывается в обществе – это ужасная беда для России, потому что, погружаясь в этот процесс, человек чувствует внутренний протест. Этот протест выльется в дальнейшем в различные формы противления. Мы с вами должны научить подрастающее поколение жить по правде, которая понимается как Истина, данная Христом. Мы, как «соль земли», должны давать правильное христианское измерение происходящим события. И это измерение не должно быть политизированным, что часто пытаются навязать Церкви. У нас достаточно «поклонников разрушительных идей», которые, прикрываясь любовью к России, пытаются нас растерзать, как «волки в овечьей шкуре» (Матф. 7:15). Но нам важно научиться говорить правду. Мы все знаем наши русские пословицы, которые близки сердцу каждого из нас. «Одно слово правды весь мир перетянет», сказал А.И. Солженицын в своей нобелевской речи. Будем же говорить правду, тогда у нас будет будущее.

С приветственным словом к участникам чтений обратился также и председатель Белгородской областной Думы Василий Николаевич Потрясаев. Он отметил, что тема духовно-нравственного воспитания будет особенно актуальной в Десятилетие детства, которое начнётся в 2018 году.

Начальник департамента образования области Наталия Полуянова отметила, что нравственное воспитание личности — одна из важнейших задач современной школы.

С докладами также выступили философ и общественный деятель Аксючиц Виктор Владимирович «Православная Россия и соборное человечество» и заведующая ЧДОУ «Православный детский сад «Рождественский» Полухина Светлана Валентиновна «Воспитание нравственности начинается с детства».

Пленарному заседанию XV международных Иоасафовских образовательных чтений предшествовали состоявшиеся на 9 площадках с участием более 650 человек, обсуждения основной темы Рождественских Чтений 2018: «Нравственные ценности и будущее человечества». Сестры Марфо-Мариинского сестричества милосердия посетили секцию, прошедшую в Белгородской государственной научной библиотеке по теме: «Подвиги святости. Обычаи благочестия в русской литературе».

 

 

По материалам пресс-службы епархии