Местная православная религиозная организация
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Местная православная религиозная организация
Московский Патриархат Белгородская и Старооскольская Епархия
Если у Вас нет возможности посетить храм, Вы можете:

Зачем нужен духовник?

В пресс-службу нашего Сестричества часто поступают вопросы, связанные с духовным руководством. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

На протяжении более двадцати лет духовником Марфо-Мариинского сестричества милосердия г.Белгорода является протоиерей Сергий Клюйко.

Духовник сестричества милосердия — это священник, который работает с женским коллективом. И здесь есть свои особенности. Сообщество женщин иногда бывает слишком эмоциональным, и оно многим отличается от коллективов смешанных, где есть и мужчины. Иногда, признаюсь, у некоторых могут проявляться и совсем не церковные и не духовные качества. Просто нужно не забывать о том, что хоть мы и церковный коллектив, но каждый человек привносит часть своего воспитания, окружения в общество людей, которые не всегда его взгляды разделяют. Многие ведь не так давно воцерковились, и нужно духовно расти уже вместе, преодолевая немощи друг друга. С другой стороны, сестричество – это уже слаженная организация, не просто приход, а община, где происходит постоянное общение и служение одних и тех же людей, и они должны держать себя в определенных рамках. Поэтому от духовника требуется особое внимание ко всему что происходит, нельзя забывать, что сестричество – это духовно-общественный организм, который требует постоянного наблюдения. Если этого не происходит, то какая бы ни была совершенная организация, она разлаживается и выходит из строя. Особенностью общины сестер милосердия, которое находится на грани соприкосновения с человеческими страданиями, является физическая и иногда моральная усталость, и здесь требуется постоянное бдение. Ведь нужно, обязательно нужно, чтобы между людьми были мир и взаимная любовь. Чтобы все проявляющиеся страсти вовремя преодолевались. Чтобы в добродетелях совершенствовался и духовно рос человек. Радость, безусловно, есть. Когда видишь, что в результате служения сестер люди приходят ко Христу, спасаются и меняют свою жизнь. И даже если они страдают – их страдания не бессмысленны. Они начинают понимать христианский смысл болезни. Жизнь преображается — и человек приходит ко спасению. А каждая спасенная душа – это большая радость.

Протоиерей Сергий Филимонов — заведующий медицинским сектором отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии, Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), член комитета по биоэтике при Московской Патриархии, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, доктор медицинских наук, духовник Сестричества милосердия святой мученицы Татианы

Божественная литургия. Праздник Преподобного Сергия Радонежского и День Сестер Милосердия 2017 г.

– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.
Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Протоиерей Сергий Правдолюбов — магистр богословия, член Синодальной богослужебной комиссии, член Союза писателей России.

Исповедь у духовника. Никольский храм с.Никольского Белгородского района. Преображение Господне и освящение плодов 2017

—Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Протоиерей Максим Козлов — священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; профессор Московской духовной академии, богослов, педагог и религиозный публицист. Первый заместитель председателя учебного комитета РПЦ.

Духовник Марфо-Мариинского сестричества милосердия г. Белгорода является настоятелем Никольского храма с.Никольского Белгородского района

– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.
Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.
Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.
Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.
Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.
Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада
Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.
Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Священник Валерий Духанин — выпускник Московской Духовной Академии, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры.

Расписание богослужений всегда можно найти на сайте: http://hramnikolskoe.ru/raspisanie-bogosluzhenij.html

Optimized with PageSpeed Ninja